Уникальные миниатюрные скульптуры из глины более известные нам как дымковская игрушка – это образец одного из древнейших старорусских промыслов.
Свою историю дымковская игрушка начинает в слободе Дымково, что располагалась у реки Вятки, на ее правом берегу.
Дымковская слобода
Принято считать, что создавали глиняные игрушки здесь еще в конце 15в- начале 16в., как развлечение для детей и они зачастую были в форме «свистулек». Постепенно это ремесло становилось потомственным, и что примечательно, традиция создания игрушки-свистульки передавалась чаще всего по женской линии, от матери семейства к дочерям. В изделия мастер вкладывал свои уникальные умения, опыт и наделял характерными, узнаваемыми чертами в форме, расцветке и орнаменте. Постепенно так стали образовываться настоящие династии мастеров: Кошкины, Никулины, Пенкины.
Промысел активно развивался и процветал на протяжении почти четырехсот лет, а процесс создания стал делом, к которому уже привлекали всё семейство. Для производства использовалась местная красная глина, которую тщательно смешивали с речным песком. Интересно, что игрушка лепилась подетально, а уже после создания всех необходимых элементов, соединялась воедино. Затем ее нужно было полностью просушить, в зависимости от размеры и формы на это уходило от пяти до пятидесяти дней и обжечь в печи. Когда основные работы были закончены, изделие белили толченым мелом, смешанным с молоком ( со временем его заменят темперные белила) и начиналось самое интересное- творческий процесс раскрашивания игрушки. Сочные цвета, четко выверенный орнамент стали визитной карточкой дымковских игрушек, ставших воплощением яркости и самой жизни.
Дымковская игрушка
По мере развития ремесла сформировались характерные черты и образы, уникальная технология изготовления. Весёлые игрушки-свистульки стали настоящей «визитной карточкой» губернии, они продавались на ежегодной ярмарке « Свистунья-свистопляска» , которая была посвящена вятскому весеннему празднику солнца. К началу 19в производство стало массовым, цветные глиняные фигурки делали практически в каждом дворе на любой вкус и цвет, постепенно это неизбежно привело к тому, что местных покупателей становилось все меньше. Так дымковская игрушка шагнула в соседние губернии и крупные города на местные ярмарки и в появившиеся к тому времени лавки сувенирной продукции.
Дымковская игрушка
Тяжелые времена для дымковского промысла наступили к началу двадцатого столетия, столь популярное ранее ремесло стало приносить намного меньше дохода мастерам, упал спрос, а изделия из глины стали заменять более дешевым материалом - гипсом. Знаменитые семейства гончаров были вынуждены искать другие формы заработка и постепенно отказывались от любимого дела. От полного исчезновения дымковскую игрушку спасла мастерица Анна Афонасьевна Мезрина ( 1853-1938), которая несмотря ни на что осталась верна традициям и продолжила лепить глиняные скульптуры. Её творчество стало связующим звеном между прошлым и будущим народного вятского промысла. Много столетий технология создания дымковской игрушки включала в себя множество этапов: сбор и подготовка глины, лепка, просушка, обжиг, побелка и роспись красками. В современном мире мастерицы не вовлечены в подготовительные процессы: им не нужно добывать и очищать глину, изготавливать смеси для краски. Остается лишь наслаждаться уникальным творчеством и созданием ручной росписи, передавая вековые традиции новым поколениям.
Родина Дымковской игрушки